Освоив в совершенстве технологию пайки обычной жести, человечество очень быстро выяснило, что далеко не все металлы можно соединять этим способом так же легко и просто. Некоторые сплавы до недавнего времени вообще не подлежали пайке.
Причина подобной ситуации скрывается в тончайшей, порой не заметной глазу, оксидной пленке, покрывающей поверхность любого металла. Дело в том, то при хранении любой металл контактирует с атмосферным воздухом, в состав которого входит кислород. Из школьного курса химии всем известно, что этот газ является одним из самых сильных окислителей. Поэтому даже при нормальных условиях все металлы, контактируя с кислородом, создают окислы.
В результате поверхность любого металла оказывается равномерно покрытой тонкой окисной пленкой. Особенности реакции металла с кислородом воздуха определяют толщину и прочность этой пленки. Она и является основным препятствием для пайки. Ведь если конкретный вид припоя очень хорошо соединяется с используемым в работе металлом, это вовсе не означает возможности его хорошего соединения с оксидом этого же металла. Чаще всего происходит обратный эффект. Оксидная пленка просто не дает соединиться припою с металлом.
Поэтому первым процессом любой пайки стала очистка рабочей зоны соединяемого металла от оксидной пленки. Для этого на металл наносится флюс. При нагреве до рабочей температуры флюс растекается по зоне предстоящей пайки, разрушает в процессе химической реакции окисную пленку и предотвращает контакт разогретого металла с воздушной средой. Благодаря своим физическим свойствам, в процессе пайки флюс всплывает на поверхность припоя, обеспечивая ему надежный контакт с соединяемым металлом.
Разнообразие металлов и сплавов, а точнее особенностей их химических свойств, привело к необходимости разработки особенных флюсов практически для каждого вида металлов, работ и соединений. Так, например, для пайки жаропрочных, нержавеющих и конструкционных сталей чаще всего используют флюс ПВ-200. При рабочей температуре, составляющей от 800 до 1200 градусов, он обеспечивает наиболее надежное соединение деталей, изготовленных именно из этих сортов металла. При этом рекомендуется использовать среднеплавкие и высокоплавкие припои.
В процессе пайки от этого флюса остаются прочные стекловидные остатки. Их устранение представляет определенную сложность. Наиболее эффективным обычно оказывается метод механической очистки. В виде мелкоизмельченного однородного порошка флюс хорошо сохраняется в герметичной таре. Оставленный открытым, благодаря своей высокой гигроскопичности, он поглощает влагу из атмосферного воздуха.
Технические характеристики